В поисках идеального кандидата архитектурные бюро сталкиваются с определенным парадоксом: выпускники вузов, обладая теоретическими знаниями, зачастую оказываются не готовы к реалиям профессии. Тимур Абдуллаев, руководитель и основатель архитектурного бюро ARCHINFORM, делится своим видением актуальных навыков и качеств, которые действительно ценятся в архитектурной среде.
Первые шаги: готовность учиться и вникать
По мнению Тимура, ключевая проблема заключается в разрыве между университетской программой и практической деятельностью архитектора. Новоиспеченные специалисты, даже с «красным» дипломом, не обладают необходимым набором прикладных знаний и часто вообще не понимают специфику работы.
«Первые полгода на работе, будь то стажировка или позиция молодого специалиста, — это, по сути, период погружения в процесс», — отмечает Тимур. Это означает, что вчерашним студентам следует быть готовыми к тому, что их первоначальная задача — учиться, впитывать знания и проявлять проактивность. Пассивная позиция «научите меня» в реальной рабочей среде неэффективна. Коллеги готовы помогать и отвечать на вопросы, но никто не будет «нянчиться».
«Первые полгода на работе, будь то стажировка или позиция молодого специалиста, — это, по сути, период погружения в процесс», — отмечает Тимур. Это означает, что вчерашним студентам следует быть готовыми к тому, что их первоначальная задача — учиться, впитывать знания и проявлять проактивность. Пассивная позиция «научите меня» в реальной рабочей среде неэффективна. Коллеги готовы помогать и отвечать на вопросы, но никто не будет «нянчиться».
Ценность времени и лояльность
Работодатель заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Первые полгода-год работы нового сотрудника — это инвестиция компании в его развитие. Поэтому лояльность, желание расти вместе с компанией, интерес к проектам и коллективу играют ключевую роль. В архитектуре опыт имеет огромное значение, и накопление этого опыта напрямую связано с уровнем мастерства и профессионализма.
Чтобы стать ведущим архитектором, способным самостоятельно принимать сложные проектные решения, в компании нужно проработать 5-7 лет. За это время формируется целостное понимание всего процесса проектирования.
Интересно, что практика показывает: студенты старших курсов, начинающие работать параллельно с учебой, к моменту получения диплома часто становятся более состоятельными профессионалами. Работа помогает им лучше понять реальные задачи и повышает успеваемость в университете.
Чтобы стать ведущим архитектором, способным самостоятельно принимать сложные проектные решения, в компании нужно проработать 5-7 лет. За это время формируется целостное понимание всего процесса проектирования.
Интересно, что практика показывает: студенты старших курсов, начинающие работать параллельно с учебой, к моменту получения диплома часто становятся более состоятельными профессионалами. Работа помогает им лучше понять реальные задачи и повышает успеваемость в университете.
Прикладные знания и внутренняя «кухня»
Университеты, к сожалению, не дают тех реальных прикладных знаний, которые необходимы в современной работе архитектора. Каждое бюро обладает своей уникальной «кухней» — наработанными годами практики методами работы с клиентами и реализации проектов. В отличие от преподавателей, практикующие архитекторы понимают все потенциальные точки «факапа» еще на этапе разработки концепции.
Тимур сравнивает стажировку молодого специалиста в бюро с полетом на симуляторе: «Разница только в том, что когда он разбивается, это происходит не по-настоящему, а понарошку». Реальная работа требует понимания внутренней методологии проектирования, умения взаимодействовать со смежными специалистами (генпланистами, конструкторами, инженерами) уже на этапе формирования первоначальной идеи. Архитектор должен мыслить комплексно, учитывая различные факторы, а также понимать экономику строительства и маркетинговые аспекты проектов. Высокопрофессиональный архитектор обладает полидисциплинарными знаниями и целостным видением всего процесса.
Тимур сравнивает стажировку молодого специалиста в бюро с полетом на симуляторе: «Разница только в том, что когда он разбивается, это происходит не по-настоящему, а понарошку». Реальная работа требует понимания внутренней методологии проектирования, умения взаимодействовать со смежными специалистами (генпланистами, конструкторами, инженерами) уже на этапе формирования первоначальной идеи. Архитектор должен мыслить комплексно, учитывая различные факторы, а также понимать экономику строительства и маркетинговые аспекты проектов. Высокопрофессиональный архитектор обладает полидисциплинарными знаниями и целостным видением всего процесса.
На что смотрит работодатель: портфолио, желание развиваться и коммуникация
При отборе кандидатов мы в бюро обращаем внимание на два ключевых аспекта:
Также важными являются навыки коммуникации. Часто архитекторы, умеющие создавать интересные проекты, испытывают трудности с их презентацией. Особую ценность представляют специалисты с осознанным подходом, способные объяснить не только что они сделали, но и зачем. Тимур называет это «осознанием миссии архитектора». Он отмечает, что многие начинающие архитекторы ошибочно считают, что задача архитектора — создавать здания, в то время как истинная задача заключается в программировании жизни. Можно сказать, что архитектор занимается социальной инженерией. Формализация идеи в архитектурный объект — лишь вершина айсберга.
- Портфолио: Безусловно, визуальное представление работ является важным показателем творческого потенциала.
- Искреннее желание развиваться: Работодатель всегда ценит открытость, готовность учиться и адекватную самооценку. Завышенное эго и ощущение собственной исключительности могут стать серьезным препятствием для профессионального роста. Важно понимать, что профессиональное развитие во многом зависит от взаимодействия с другими людьми.
Также важными являются навыки коммуникации. Часто архитекторы, умеющие создавать интересные проекты, испытывают трудности с их презентацией. Особую ценность представляют специалисты с осознанным подходом, способные объяснить не только что они сделали, но и зачем. Тимур называет это «осознанием миссии архитектора». Он отмечает, что многие начинающие архитекторы ошибочно считают, что задача архитектора — создавать здания, в то время как истинная задача заключается в программировании жизни. Можно сказать, что архитектор занимается социальной инженерией. Формализация идеи в архитектурный объект — лишь вершина айсберга.
Топ-3 актуальных навыков на ближайшие 3-5 лет
В заключение Тимур выделил три ключевых навыка, которые будут особенно актуальны для архитекторов в ближайшие годы:
- Внедрение новых технологий: Архитектура, хоть и во многом консервативна, но очень зависит от новых технологий. Умение использовать современные инструменты, такие как нейросети и прогрессивное программное обеспечение для моделирования, повышает конкурентоспособность специалиста.
- Полидисциплинарность: Архитектор должен постоянно расширять свои знания за пределы архитектуры, интересуясь экономикой, социологией, маркетингом и девелопментом. Понимание смежных областей позволяет лучше осмысливать проекты с разных точек зрения и делает архитектора более конкурентоспособным.
- Непрерывное обучение: Учиться — это постоянная работа архитектора. Рынок и технологии постоянно развиваются, поэтому готовность к обучению и самосовершенствованию является ключевым фактором успеха.
Таким образом, чтобы стать востребованным архитектором, необходимо не только обладать базовыми знаниями, но и быть готовым к постоянному обучению, развитию коммуникативных навыков, пониманию реалий профессии и погружению в смежные области знаний.