Появление в составе девелоперских компаний собственных проектных бюро — тренд последнего времени. И хотя в переходе на внутреннее проектирование эксперты с опытом видят не только плюсы, но и минусы, плюсов, с точки зрения девелоперов, все-таки больше.
Мнением со стороны архитекторов поделился Тимур Абдуллаев, основатель и руководитель бюро ARCHINFORM, в комментарии новостному порталу bfm.ru
«Налицо разнонаправленная тенденция по организации работы девелопера с архитекторами и проектировщиками. Одни застройщики активно создают свои крупные проектные отделы, а другие, наоборот, уже обладая собственными подразделениями, от них даже отказываются.
Если разбирать плюсы и минусы, то, безусловно, если девелопер заточен на формирование своего специфичного продукта, который ему понятен и требует тиражирования и воспроизводства в больших объемах, собственная проектная организация помогает это сделать. В этом случае внутренний проектный отдел ориентируется на конкретный продукт конкретного застройщика и производит проект «под него», оптимизируя в том числе и стоимость, и время. Но здесь важен сам запрос.
Если девелопер создает разные имиджевые продукты, тут не обойтись без уникального архитектурного взгляда. И этот взгляд должен быть по определению разнообразным, потому что разные архитектурные бюро несут свои компетенции, свое авторское видение. И если для продукта ценна авторская архитектура, то, безусловно, нет никакого другого пути, кроме как работать с внешними архитектурными компаниями, с узнаваемыми архитекторами, с их почерком, их стилем, их креативными идеями. Это единственный вариант, который позволяет создать добавленную стоимость девелоперского проекта за счет интересной архитектуры. Для сегмента комфорт-плюс, бизнес- или элит-уровня однозначно по-другому и быть не может. В сегменте эконом и комфорт часто идет типизация при освоении больших объемов застройки в рамках крупных территорий. Авторские архитектурные бюро часто вообще не берутся за техническую часть разработки таких проектов, так как проваливаются в рутинный процесс, который далек от творчества и сводится в большей степени к технологическому аспекту проектирования.
К нам постоянно обращаются девелоперы, имеющие свои архитектурные отделы, и мы с ними очень часто работаем. На мой взгляд, рынок здесь достаточно диверсифицирован. И, повторюсь, многие девелоперы, которые имеют возможность внутри себя полностью произвести готовый проект, для имиджевых задач специально обращаются к нам с целью создания интересной узнаваемой архитектуры. Естественно, нисколько не в ущерб технологичности, качеству. Потому что квалификация авторских полидисциплинарных архитектурных бюро, которые работают с разными заказчиками, по определению выше, чем у проектного подразделения девелопера, работающего на одного конкретного заказчика. Таким отделам внутри сложнее широко и разнопланово отрабатывать различные решения, потому что запроса такого внутри не формируется, складывается узкая специализация, некая однотипность взгляда. К тому же есть элемент внутренней корпоративной зависимости, когда структурное подразделение находится в довольно жестких рамках, которые требуют решения конъюнктурных задач".
«Налицо разнонаправленная тенденция по организации работы девелопера с архитекторами и проектировщиками. Одни застройщики активно создают свои крупные проектные отделы, а другие, наоборот, уже обладая собственными подразделениями, от них даже отказываются.
Если разбирать плюсы и минусы, то, безусловно, если девелопер заточен на формирование своего специфичного продукта, который ему понятен и требует тиражирования и воспроизводства в больших объемах, собственная проектная организация помогает это сделать. В этом случае внутренний проектный отдел ориентируется на конкретный продукт конкретного застройщика и производит проект «под него», оптимизируя в том числе и стоимость, и время. Но здесь важен сам запрос.
Если девелопер создает разные имиджевые продукты, тут не обойтись без уникального архитектурного взгляда. И этот взгляд должен быть по определению разнообразным, потому что разные архитектурные бюро несут свои компетенции, свое авторское видение. И если для продукта ценна авторская архитектура, то, безусловно, нет никакого другого пути, кроме как работать с внешними архитектурными компаниями, с узнаваемыми архитекторами, с их почерком, их стилем, их креативными идеями. Это единственный вариант, который позволяет создать добавленную стоимость девелоперского проекта за счет интересной архитектуры. Для сегмента комфорт-плюс, бизнес- или элит-уровня однозначно по-другому и быть не может. В сегменте эконом и комфорт часто идет типизация при освоении больших объемов застройки в рамках крупных территорий. Авторские архитектурные бюро часто вообще не берутся за техническую часть разработки таких проектов, так как проваливаются в рутинный процесс, который далек от творчества и сводится в большей степени к технологическому аспекту проектирования.
К нам постоянно обращаются девелоперы, имеющие свои архитектурные отделы, и мы с ними очень часто работаем. На мой взгляд, рынок здесь достаточно диверсифицирован. И, повторюсь, многие девелоперы, которые имеют возможность внутри себя полностью произвести готовый проект, для имиджевых задач специально обращаются к нам с целью создания интересной узнаваемой архитектуры. Естественно, нисколько не в ущерб технологичности, качеству. Потому что квалификация авторских полидисциплинарных архитектурных бюро, которые работают с разными заказчиками, по определению выше, чем у проектного подразделения девелопера, работающего на одного конкретного заказчика. Таким отделам внутри сложнее широко и разнопланово отрабатывать различные решения, потому что запроса такого внутри не формируется, складывается узкая специализация, некая однотипность взгляда. К тому же есть элемент внутренней корпоративной зависимости, когда структурное подразделение находится в довольно жестких рамках, которые требуют решения конъюнктурных задач".