Новости

Летняя архитектурная школа

Новости
В Екатеринбурге презентовали 29 проектов по улучшению городской среды. Они были подготовлены в рамках «Летней архитектурной школы 2019» городской архитектурной лаборатории SCA-LAB. Выпускники школы предложили идеи реконструкции центральных прогулочных зон, в том числе пешеходной улицы Вайнера, придумали, как вернуть к жизни заброшенные здания, а также размышляли о том, что может стать «визитной карточкой города».


«Стать сознательными и ответственными гражданами»

Программа «Летней архитектурной школы 2019» была рассчитана на два месяца. Перед старшеклассниками, которые в основном стали участниками школы, выступили с лекциями эксперты в области архитектуры и дизайна. Также участники школы поучаствовали в нескольких экскурсиях, которые позволили им лучше понять, как устроен город.

«Важный элемент нашей программы — воспитание у ребят правильного отношения к городу. Тут дело не только в профессиональном самоопределении. Речь идет об адекватном восприятии окружающей действительности, что в конце концов позволяет стать сознательными и ответственными гражданами», — пояснил основатель «Школы главного архитектора» и архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев, который выступил инициатором проведения летней школы. По мнению Абдуллаева, «сейчас не хватает уважительного отношения друг к другу в городе». «И это отражается на объектах, которые строятся в Екатеринбурге, на атмосфере, в которой мы живем», — уверен эксперт.

Помимо теоретических лекций и экскурсий, в рамках летней школы были организованы мастер-классы, во время которых участники, например, практиковались в скетчинге и изучали графические программы вроде Archicad. Все знания пригодились для разработки собственных проектов.


«Аллея сказок» на Вайнера, арт-пространство на парковке и другие проекты

К 12 часам дня 30 июля библиотека галереи ARCHITECTOR (партнер SCA-LAB) была заставлена планшетами с проектами выпускников летней школы. Всего получилось 29 работ, авторы которых постарались профессионально детально и нескучно рассказать о своих идеях.

«Мы старались брать максимально прикладные темы. В основном проекты связаны с конкретными зданиями или территориями, которые ученики школы видят каждый день и выбрали их для работы. Они связывают себя с городом, чувствуют, что могут повлиять на развитие городской среды», — обратил внимание Тимур Абдуллаев.

Каждый проект был посвящен одной из четырех тем. Выпускники рассказывали о том, какой, по их мнению, должна быть пешеходная улица, где необходимо создать новые парки и скверы или реконструировать существующие, как вернуть к жизни заброшенные или просто старые здания, а также фантазировали о центральных городских местах, которые могли бы стать визитными карточками Екатеринбурга.

«Серая гнетущая масса блочных 5-этажек создает неприятную атмосферу», — начал свою презентацию Алексей Плаксин. Ему захотелось преобразить «невзрачные невыразительные здания 60-х годов постройки», создав «яркое пятно на Уралмаше». Он предложил новое композиционное решение для фасадов с яркими цветами, а за счет изменения формы крыш в домах, согласно проекту, были предусмотрены мансарды. В заброшенном дворе автор проекта предложил организовать спортивный зал и детскую площадку.


Выпускница школы Марина Московских посетовала, что в Екатеринбурге не хватает парковых зон и предложила организовать парк-музей об истории и культуре Урала «Зауралье» неподалеку от центра города — на неиспользуемой сейчас площадке в районе перекрестка улиц Белинского и Фурманова. Автор проекта предложила организовать несколько ландшафтных зон и благоустроить набережную.

Другая выпускница Лера Сафарова считает, что нужно возродить парк на Уралмаше в районе улиц Машиностроителей и Кировградской. «Мои родители часто вспоминают, что раньше это было место притяжения для людей всех возрастов. Сейчас это неухоженная территория, и вряд ли у кого-то возникнет мысль там прогуляться», — описала она ситуацию. Автор предложила сделать в парке несколько зон, в том числе канатную дорогу, детскую площадку, зону с бесплатным wi-fi.

Не обошли вниманием участники школы и центральные пространства Екатеринбурга. Елена Грушина выступила с идеей организовать «Аллею сказок» на пешеходной улице Вайнера. Опираясь на творчество Павла Бажова, она показала макет наземной развлекательной площадки, в оформлении которой использованы, в частности, изображения героев сказов писателя.

Внимание многих участников презентации выпускников также привлекла работа Дарьи Потаповой. В качестве визитной карточки Екатеринбурга она предложила проект «Уральский хребет» — трехэтажный многофункциональный комплекс сложной геометрической формы, который мог бы быть построен рядом с железнодорожным вокзалом. «В нем могут быть организованы зоны отдыха и кафе, которых сейчас не хватает на этой территории. Кроме того, для знакомства с историей Урала в здании могут быть размещены специальные QR-коды — их считывает любой смартфон, и это интересный способ узнать новую информацию в нескучной форме», — считает автор проекта.

Эмма Решке призналась, что ей и ее друзьям не хватает арт-пространств в Екатеринбурге. «Мне кажется важным и нужным создать культурное пространство, где творческие люди могут презентовать себя и свои работы. Это также поможет поднять уровень интереса горожан к искусству», — считает Решке. По словам Эммы, для этих целей идеально подходит верхний этаж торгового центра «Парк Хаус». «Сейчас это заброшенная территория, которая никак не используется. Я живу рядом, часто вижу ее, и во время учебы в летней школе поняла, как ее можно преобразить», — сказала она.

Также выпускники рассказали и о других проектах. Например, заброшенную гостиницу предложили переделать в кинотеатр, на юго-западе создать медицинский центр «Улица здоровья», а также построить «Центр спорта» и парк-музей метео тематики с тремя зонами: «Ледяная пещера», «Облако», «Вечное лето».


«Взглянуть на город по-новому»

Многие выпускники после своих презентаций отмечали, что участие в программе школы помогло им взглянуть на профессию архитектора по-другому. «Возможно, это звучит странно, но я действительно очень люблю учиться. К тому же я мечтаю стать архитектором, и когда я увидела в СУНЦе, где сейчас учусь, объявление о наборе на летнюю школу, мне показалось это хорошей идеей. Первый месяц был посвящен в основном лекциям и экскурсиям, благодаря которым я, как и все остальные ребята, взглянули на город по-новому. Я и раньше очень любила Екатеринбург. Но, замечая какие-то некрасивые неблагоустроенные уголки города, я думала так: „Зато есть много других красивых мест, где приятно находиться“. Теперь я осознала: сделать город лучше, комфортнее — в моих руках. Надеюсь, у меня это получится, ведь я собираюсь поступать в Уральский архитектурно-художественный университет», — поделилась своими впечатлениями от школы выпускница Эмма Решке.

Тимур Абдуллаев в свою очередь обратил внимание, что летняя школа помогла раскрыть творческий потенциал участников. «На мой взгляд, важно определиться, с чем ты хочешь связать свою жизнь, до момента, когда нужно поступать в вуз. Формат нашей летней школы позволяет прочувствовать и осознать себя в архитектурной среде. Понять, что архитектура — это не только про создание материальных объектов. Это еще и про коммуникацию с широким кругом людей. Надо уметь пропустить через себя большое количество информации, проанализировать ее и понять, что ты сам можешь генерировать во вне, в пространство, которое тебя окружает», — заключил Абдуллаев.